Весной, когда лебеди совершают перелет на север и осенью когда они летают на юг, население племени хоринцев совершало возлияние молочной водкой и произносили такие слова:
Хун шубун гарбалтай,
Хуhан модон сэргэтэй,
Хорёдай мэргэн баабаймнай,
Хондоли хатан эжимнай.
Хобол мунгэн хушуутан,
Хотогой мунгэн далитан,
Сагаан мунгэн хушуутан,
Самсаал мунгэн далитан.
Ганганама дуутай,
Гальбалзама далитан,
Хонхиномо дуутан,
Хотолзомо далитан.
Птица хун (лебедь) происхождение,
Береза дерево – коновязь,
Отец наш Хорёдой – начальник,
Мать наша Хондоли – госпожа.
Клюв наш – из выемчатого серебра,
Крылья – из гнутого серебра,
Клюв наш – из белого серебра,
Крылья – из обтесанного серебра.
Звучные голоса,
Растопыренные крылья,
Звонкие голоса,
Изгибающиеся крылья…
И к этой легенде говорят что жена Хоридой мэргэна когда улетала на небо была беременна дочерью. И она родила небе, но мать пожалев дочь отправила её на землю, но отец не узнав свою дочь сделал большую оплошность. И тогда она превратилась белого зайца. И хоринцы до сих пор вырезают из белой материи фигуру зайца и из пластины меди вырезается маленькая фигурка девочки прикрепляется к фигуре зайца. И поклоняется к ним как шандагата, т.е. достопочтимая сестра заяц. И когда на охоте встречают зайца они это место кропят молоком и говорят такие слова:
Бааханьшье hаа бааштайха,
Хугэньшье hаа хустэйхээн,
Хойморой эжин басаган,
Шандагата хатан абжаамнай.
Хоть маленькая умница,
Хоть ребенок но сильна,
Дочь госпожи Высокопочтимой,
Сестра наша заяц.
Здесь можно добавить что Буряты из племени Булагат рассказывали что по преданьям их предок является сивый пороз – Буха ноён и они устраивали весной большой праздник в честь поклонению к нему и призывали его так:
Буха ноён баабай,
Будан хатан нибин,
Булгат хуни гарбали,
Бурят хуни утха.
Отец Буха – начальник,
Мать Будан – госпожа,
Происхождение людей булуганов,
Корень людей бурят.
Когда же Эхиритцы устраивали свой праздник поклонение, то молились пестрому налиму – Эреэн Гутар и звучала она так:
Эреэн Гутар эсгэмнэй,
Эргиин Габа эхэмнэй,
Отец – наш пестрый налим,
Мать – наша – ращелина берега.
Поклонение к онгонам делалась по разному и называлась также по разному. Если она делается одной семье то оно называется Угай хундэ. Если всему роду, т.е. несколько семей Ехын хундэ. Если всему улусу или деревне то Тайлгаан.
Обычно угощение начинали делать в конце весны. Когда открываются небесные врата, она считается открытым когда природа полностью проснется от зимы и запоёт свою песню кукушка. И заканчивается первым снегом.
Шаманы считают, что через онгонов можно получать любую информацию. В так называемой в шаманском мире «небесной картотеке» есть ответы на все вопросы, там нет границ между прошлым и будущим, там ведомо все. В наш технократический век это трудно воспринимать, в это нужно верить. У людей, имеющих хоть однажды такой опыт общения, отпадают сомнения в возможности существования этого феномена. Слишком убедительна информация, которую они получают.
Перед началом любого жизненно важного события, буряты обращаются к шаманам либо к мэдэлшэ (знающим людям) с просьбой о том, чтобы те, предугадав судьбу при помощи духов, дали нужный совет и совершили подношения белой пищей и возлияние спиртными напитками духам-покровителям.
Представления о судьбе у бурят включают в себя срок и длительность жизни, а также предначертанность ее характера и состояния. Понятия судьба и жизнь у бурят взаимосвязаны. Человек наделялся судьбой при рождении, с момента зачатия и нахождения в утробе матери. В роли субъекта предопределения выступали боги, духи, предки и родители. В миропонимании бурят прослеживаются идеи зависимости судьбы от дней рождения по зурхай. Посредством обрядов и ритуалов, способов предугадывания и «построения» счастливой судьбы/жизни обеспечивалось счастье супругов в браке и благополучие их детей. Совершенные по правилам похороны обеспечивали спокойствие и благополучную жизнь родственникам покойного. Своевременно проведенный обряд поклонения предкам становился гарантом счастливой жизни потомков.
Общение с онгонами открывает новый мир, неведомый нам, на такой реальный для шаманов. Чем больше погружаешься в него, тем больше вопросов возникает, на бесспорно одно все мы тесно взаимосвязаны между собой и мир безграничен в своем познании ...
По мнению ученых, грядет новое время, когда для выживания человечеству необходимо расширять границы своего «я», выходить на новые уровни восприятия разнообразия мира и себя в нем. А для этого нужны иные источники знаний, и шаманские древние методы - одни из них.
Информаторы:
1. Президент религиозной организации шаманов Тэнгэри Цыдыпов Виктор Доржиевич из рода Борсой Шоно племени Эхирит.
2. Шаман из Монголии из рода Бодонгууд племени Хори Лубсан Дагбын Данзан.
Список использованной литературы:
1. Словарь Бурятского шаманизма г. Улан-Удэ, 2006 г.
2. Бурятско-Русский словарь. Москва, 1973 г.
3. С. П. Балдаев. Родословные предания и легенды Бурят. г. Улан-Удэ. 1970 г.
|